Идем в детский садик – нужен ли?
Все родители рано или поздно начинают задумываться о так называемой «социализации» своего сына или дочки, а соответственно — о детском садике.
Кто-то с позиции, нужен ли он вообще, кто-то — какой садик нужен, кто-то не задумываясь, отдает в ближайший, а у кого-то проблема — и обычный садик не нравится по ряду причин, и ребенок к детям хочет.
И мы пришли к этому — сыну очень нравится общение с детьми, причем лучше, чтобы нас рядом не было.
Изучив массу информации по теме, я пришла к выводу, что если подойти к данному вопросу вдумчиво, то можно выделить для себя несколько важных моментов для решения вопроса с садиком.
Итак, первое, с чем нужно определиться, зачем вообще нужен детский садик вашему ребенку.
Какие обычные мотивы?
• «социализация» — ребенок хочет к детям или вы хотите, чтобы он больше бывал «в обществе»; • обучение каким-либо знаниям, подготовка к школе; • невозможность нахождения ребенка дома (работа родителей).
Когда садик, возможно, не нужен:
• ребенок еще совсем не стремится в общество детей; • вы сами активно занимаетесь обучением ребенка, и садик может только сбить все ваши наработки; • кто-то все время находится дома — есть возможность проводить время с малышом; • ребенок много болеет; • у вашего сына или дочки необычное питание; • нет возможности водить в садик каждый день пять дней в неделю.
Премущетсва детского сада
С момента, как мы начали часто оставлять сына в детской комнате Спортлайфа и несколько раз были в садике, заметили некое положительное влияние «отдельной от нас жизни» на него.
Если выделить основные моменты, то это:
• большая самостоятельность — ребенок старается большинство действий, которые его касаются, делать сам; • ребенок в саду больше играет в подвижные игры (у нас дома вроде тоже не сидит, но с детьми все равно бегает, прыгает, танцует гораздо больше); • повышается коммуникативный навык (через месяц посещений наш сын стал очень быстро адаптироваться в любом кругу детей — дома, в гостях, на улице); • появляется желание и умение совместно играть с другими малышами, возможность создания ролевых игр и ситуаций (каждый день мы слышим истории о том, как стоили дом, плыли на корабле, говорили «о собачках» и т .д.); • активное развитие речи и расширение словарного запаса, желание все описывать и много говорить (в машине по дороге домой мы слушаем целые истории о том, чем занимался, кто что говорил, каждый день появляются новые слова и понятия).
Как определить, готов ли ваш ребенок к садику?
Определить готовность вашего ребенка к посещению детского сада очень важно.
Некоторые дети могут воспринимать отрыв от домашней жизни очень отрицательно, как предательство и измену родителей по отношению к нему. Чтобы этого не произошло, необходимо очень внимательно наблюдать за ребенком как во время принятия такого решения, так и во время адаптационного периода посещения детского сада.
Как определить, готов ли малыш к «детской жизни» в коллективе?
Первое, что следует учитывать — это возраст. Наиболее легко дети адаптируются в возрасте от 2-х до 4-х лет. Гораздо более тяжело — с 4-х до 6-ти лет.
Второе, умение ребенка самому себя обслуживать. Как минимум, проситься на горшок, кушать ложкой, убирать за собой игрушки.
Третье — следует учесть опыт расставаний с мамой. Если он еще не расставался с мамой более чем на час-два, есть большая вероятность, что он не сможет пребывать долго сам в отрыве от родителей. Лучше начать с небольшого времени самостоятельного пребывания, например, у соседей, у родственников, или в детской комнате торгово-развлекательного центра.
Четвертое, это желание ребенка общаться с другими детьми. Определить такую готовность можно только опытным путем (смотрите предыдущий пункт). Сам он вам об этом не скажет… Например, наш сын в два года еще совершенно не хотел играть с кем-то, сидел тихо в уголке и уступал игрушки, только кто-то к нему приближался. Сейчас он сходу включается в игры даже старших детей, учится отстаивать свои интересы, активно общается и взаимодействует. Причем пока мы не начали его оставлять с детьми, мы не знали, что ему это уже и правда нужно
Учитывайте все эти особенности детской психики, учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка. И помните, что каждый ребенок — уникален, и кому-то детский сад и общение нужны, а кому достаточно периодических встреч с детьми маминых подруг…
Способы облегчить расставание с ребенком
В этом аспекте важно учесть сам момент расставания с малышом. Он имеет очень важное значение. От того, КАК вы его оставите, возможно, будет зависеть его настроение в течении времени, проведенного отдельно от вас и настрой на следующие разлуки.
• заручитесь поддержкой взрослого, который будет отвечать за ребёнка в ваше отсутствие. Пусть этот человек в дружественной манере постоянно напоминает ребёнку о вас; • разработайте ритуал передачи ребенка этому взрослому — глаза-улыбка-кивок, затем передать на руки (если ребенок маленький), поцеловать маму, попрощаться, помахать вслед рукой и так далее; • дайте ребёнку что-то из ваших вещей, что будет напоминать ему о вас. Чтобы он смог держаться за вас, пока в разлуке; • придумайте различные трюки, например магическое время, во время которого ваши мысли будут встречаться (волшебное зеркало, книга, волшебная пыль, коробочка и т.д.); • установите регулярное время контакта: письма, открытки, записки, звонки с интервалами, которые ребёнок может перенести без потери чувства близости с вами; • провожая папу на работу, пусть ребенок поможет ему собраться: принесет забытый (или как будто забытый) в комнате телефон, подаст рюкзак и т.д; • если папа перед возвращением домой имеет возможность зайти в магазин, он может спросить, что принести ребенку: его любимый сок, фрукты, лакомства (в зависимости от ваших семейных традиций в питании); • положите в карманчик к ребенку свои «поцелуйчики» и обьясните, что когда он соскучится по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку. Папа может свои «поцелуйчики» тоже дитю в карман складывать, в отдельный; • насыщение привязанностью до и после: некоторое время до расставания и некоторое время по приходе — посвятите ТОЛЬКО ребенку; • рассказывайте заранее ребенку — куда мама (папа) пойдет, что будет делать, куда пойдет потом, когда точно придет. Что будет делать в это время ребенок «ты пойдешь сейчас гулять с бабушкой, потом вы будете обедать, потом поиграете, а там и мама придет»; • отправляя на прогулку или в детский сад с другим взрослым, дайте ребенку свою фотографию крупным планом, где вы улыбаетесь.
Недостатки детского сада
Ситуация весьма неоднозначна, так как для кого-то, то, что я перечислю, недостатками являться не будет, а какие-то моменты вполне возможно избежать, подходя к выбору садика с умом.
Итак, недостатки пребывания вашего чада в детском саду:
• отрыв от семьи, что часто довольно плохо сказывается на психике ребенка (хотя здесь же есть и преимущество — ребенок учится определенной самостоятельности); • одинаковое отношение к мальчикам и девочкам — однотипные игры и занятия (хотя по темпераменту, по скорости и возможностям восприятия девочек и мальчиков различается); • питание — часто оно или слишком обильное, или недостаточно «витаминное». Да и родители сейчас часто хорошо разбираются в правильном питании — соответственно дома дети получают полноценную еду, и перевод ребенка на совершенно отличный стол часто «вылазит» болезнями. Кроме того, те минздравовские нормы, которые были актуальны полвека назад, сейчас применяются в государственных садиках — а они давно не отвечают новейшим научным исследованиям в области питания детей; • установленный режим дня — не все дети легко привыкают к садиковскому режиму. Например, многие малыши после трех лет не хотят спать днем — а в садике это обязательная опция; • постоянная болезненность ребенка в первый год детсадовской жизни (что отмечают все родители); • невозможность регулирования пребывания ребенка в садике — например, посещение его пару дней в неделю, или по полдня (договориться об индивидуальном режиме возможно только в частных детсадах, да и то не во всех); • неуверенность в том, что воспитатели в отсутствие родителей ведут себя корректно, не ломают психику ребенка, не применяют физическую силу (как и везде, люди есть разные, и есть хорошие воспитатели, а есть и стервы…); • неуверенность в надлежащей санитарии детского сада ( плохо помытые ложки, тарелки), возможное недостаточное внимание воспитателей следить, моют ли дети руки перед едой (или невозможность из-за количества детей); • негативное влияние культуры ровесников, что выражается в том, что со временем взрослые перестают быть для ребенка ориентиром. За время детсада и школы он привыкает решать свои проблемы скорее со сверстниками, чем с родителями (не учитывая того, что те разбираются в решениях не лучше их самих) — об этом мы еще поговорим с вами с следующих статьях.
Выбор детского сада
Задумываясь о садике для ребенка, многие родители понятия не имеют, чем поинтересоваться, прежде чем договориться о пребывании там малыша. Ведь необходимо помнить о том, что ребенок будет проводить в садике очень много времени. Соответственно от вашего выбора, возможно, будет зависеть его психическое и физическое здоровье.
Когда я столкнулась с этим вопросом, я обзвонила массу садиков и постепенно у меня вырисовался определенный круг вопросов, которые нужно выяснить сначала для себя (чего хотим), а затем узнать о самом садике (на сайте, по телефону, при встрече).
Итак, какие детские сады бывают и чем руководствоваться при выборе детского садика для своего ребенка?
1. Государственные и частные.
Частные садики отличаются от государственных, кроме стоимости, обычно количеством детей в группе, более индивидуальным подходом, наличием определенных методик обучения
2. Занятия по определенным методикам обучения и воспитания - Монтессори, Вальфдорская педагогика, Никитины, Зайцевы и т.д.
3. По месторасположению:
• в «зеленой зоне»; • в активной части города; и • частный дом; • старое здание детского сада; • в новом жилом комплексе; • в торговом или жилом комплексе; и • близко от вас; • далеко (определиться, что для вас «далеко», готовы ли вы возить ребенка на другой конец города).
4. По питанию:
• обычное «детское меню»; • вегетарианское питание; • возможность кормить ребенка отдельно; • несколько видов питания (возможность выбрать ребенку меню);
5. Возможности физического развития ребенка; • прогулки — сколько раз и где; • физкультура, атлетика, танцы, занятия борьбой;
6. Количество и «качество» воспитателей на количество детей.
Помните о том, что воспитатель, имеющий опыт работы более 5-ти лет именно в саду, скорее всего уже «выгорел» морально и почти наверняка можно предрекать срывы нервов и настроений на детях.
Старайтесь, чтобы воспитателями были молодые девушки и парни, которые еще полны энтузиазма и горят работой.
Желаю вам удачи при выборе садика!
Инна Морозова, семейный консультант по естественному родительству jablogo.com
Источник: http://jablogo.com/roditelstvo/detskij-sadik-za-i-protiv/ |