Арбитражный суд — постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела в порядке гражданского и административного судопроизводства в целях защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также публичных образований, физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, иностранных лиц и иных субъектов, в случаях, прямо предусмотренных законом. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ окончательные и не подлежат обжалованию, решения других арбитражных судов первой инстанции могут быть обжалованы. В большинстве зарубежных стран арбитраж, арбитражный суд — наименование третейского суда. История российского арбитражного суда Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков. Истоки коммерческого суда восходят к Уставной грамоте 1135 года Новгородского князя Всеволода Мстиславовича - в ней упоминались особые суды для торгового сословия. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 — по октябрь 1991 г.) государством неоднократно принимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособление к изменяющимся экономическим условиям, повышение его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые и новые задачи. Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде“, принятом 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. Замена системы арбитражей арбитражным судом предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночной экономике, существования нескольких форм собственности. В разрешении споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Потому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекали в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты прав в равной мере для всех. Задачи и функции арбитражных судов Система арбитражных судов Российской Федерации имеет свое своеобразие. Правосудие по экономическим спорам могут осуществлять только суды, указанные в Федеральном конституционном законе “Об арбитражных судах в РФ“. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральный арбитражный суд округа, арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Арбитражный суд — единственный в Российской федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Суды арбитражного суда назначаются в порядке, установленном ст.125 Конституции России и Федеральным законом. Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражного суда могут от имени государства вынести решение по конкретному экономическому спору. Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения дел, отнесенных законом к их компетенции, и строго в порядке, установленном специально для них федеральными законами. Этот порядок разработан с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не может использоваться никакими другими органами. Экономические споры, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматривать и третейские суды. Однако осуществляемая ими деятельность по защите прав организаций не является правосудием и они, рассматривая споры, не вправе использовать арбитражную процессуальную форму. Задачи, стоящие перед арбитражными судами, можно разделить на две группы: а) свойственные всем арбитражным судам; б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Общими задачами всех арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях. Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд РФ возложены задачи: изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливать и осуществлять предложения по ее совершенствованию и унификации, на основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы. Высший Арбитражный Суд РФ в лице его Пленума имеет задачу давать арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства. Для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции: а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры; б) предупреждают нарушения законодательства; в) ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности; г) осуществляют международные связи в установленном порядке. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации. Интеграция АИС «Юридическая деятельность» и арбитражного суда В феврале был запущен сервис для подачи документов в арбитражные суды в электронном виде «Мой арбитр». Благодаря этому и, конечно, 228-ФЗ, который как раз предоставил такую возможность, управлять судебными спорами можно, не выходя из дома. В системе АИС Юридическая деятельность реализован функционал по синхронизации судебных дел с сервисом «Мой арбитр». Он позволяет оперативно отслеживать любые изменения в развитии хода судебного дела и предоставляется всю документальную информацию по выбранному судебному делу. В дальнейшем планируется расширять границы интеграции и предусмотреть автоматическое проставление решения по делу, создание исполнительного дела по исковому делу и внесение записи о предстоящем судебном заседании в реестр графика судебных заседаний.
Источник: http://sike.ru/articles/arbitrazhnyi-sud-v-rf-i-ais-%C2%AByuridicheskaya-deyatelnost%C2%BB |