Развитие металлургии в России и мире неразрывно связано с внедрением современного оборудования, без которого невозможно сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Металлургическое оборудование постоянно совершенствуется и усложняется, что, в свою очередь, требует более высокой квалификации персонала, участвующего в его эксплуатации и, как, следствие более высокой культуры производства. Ошибки в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте сложного и дорогостоящего оборудования могут вылиться в серьезные финансовые потери и утрату конкурентного преимущества для компании. Избежать подобных ошибок, или, по крайней мере, свести их к минимуму, возможно только в том случае, когда уровень квалификации персонала будет соответствовать уровню современной техники, который непрерывно растет, что требует соответствующего и непрерывного обучения от всех участников технологического и вспомогательного процессов. Постоянная актуализация знаний и навыков должна происходить не только на этапе получения профессионального образования, но и в процессе трудовой деятельности персонала, а подобные требования не могут быть выполнены без внедрения современных обучающих технологий. Специально для решения данной задачи в компании SIKE.Корпоративные системы началась реализация обучающей системы «3D Атлас металлургического оборудования», который представляет собой электронную 3D версию атласа чертежей металлургического оборудования и будет включать в себя информацию по следующим агрегатам: доменная печь; кислородный конвертер с верхней продувкой; дуговая электросталеплавильная печь; агрегат печь-ковш однопозиционный; агрегат печь-ковш двухпозиционный; сортовая пятиручьевая МНЛЗ; слябовая четырехручьевая МНЛЗ. Данная обучающая система является естественным развитием широко распространенных бумажных атласов чертежей, которые повсеместно используются при изучении в вузах таких дисциплин как: металлургические и промышленные печи, нагревательные устройства, металлургическая теплотехника, оборудование прокатных цехов и др. Основные преимущества электронного атласа перед его бумажным прототипом состоят в следующем: существенно меньшие срок разработки и себестоимость подобного атласа, что позволяет поддерживать его в актуальном состоянии; наличие дополнительных функций и разделов, например, проверки полученных знаний посредством тестирования, блока справочной информации и т.д., что позволяет более динамично построить процесс изучения материала и усилить мотивацию обучающихся; возможность реализации дистанционного и самостоятельного обучения; большая наглядность и детализация; возможность обучения персонала, не умеющего читать чертежи. Данный продукт будет интересен как тем, кто только начинает свое знакомство, так и тем, кто имеет общее представление о конструкции и принципах работы металлургического оборудования. Электронный атлас в обязательном порядке включает два основных модуля: демонстрация (модуль обучения) и тестирование (модуль контроля знаний). Если система не имеет модуля контроля знаний, какой бы высококачественный визуальный и текстовой материал она не содержала, — такая программа не может считаться обучающей (согласно рекомендациям консорциума систем организации обучения (IMS)) В режиме «Демонстрация» обучающийся изучает материал и закрепляет полученные знания. Данный режим позволяет в свободной форме изучить: 1. Конструкцию оборудования с помощью 3d моделей повторяющих конструкцию реально существующих элементов оборудования. Обучаемый может отдельно изучать устройство сложных элементов агрегата, при этом уровень детализации моделей определяется индивидуально для каждого проекта и для каждого элемента. Модели в электронном атласе распределены по удобной иерархии, что позволяет быстро переходить по ним и находить необходимый узел, а размер и положение модели меняется на усмотрение ученика. 2. Описание объектов агрегата и их назначение. 3. Руководство пользователя, содержащее необходимую информацию для самостоятельной работы пользователя с электронным атласом. В режиме «Тестирование» пользователю предлагается ответить на вопросы по устройству изученного оборудования, после чего он может ознакомиться с результатами более подробно и, проанализировав их, выявить слабые места в своих знаниях. После прохождения тестирования пользователь может ознакомиться со своими результатами по пройденным тестам. Результаты тестирования включают в себя следующую информацию: данные пользователя; название теста; дата прохождения тестирования; время, затраченное на прохождение теста; доля правильных ответов. Совокупность данной информации позволяет изучить оборудование без выхода на рабочую площадку, обучение проводится в компьютерных классах, с максимальной наглядностью и удобством: модель можно поворачивать, приближать, удалять, скрывать объекты, настраивать цвета, что делает процесс обучения более эффективным и интересным. Таким образом, 3D Атлас металлургического оборудования позволяет изучить устройство различных типов агрегатов, а также ознакомиться с их назначением и принципами работы, не выходя на рабочую площадку. Причем изучение может происходить как углубленно для подробного освоения устройства и принципов работы основным технологическим персоналом, так и для получения общих представлений сотрудниками вспомогательных и смежных служб. Электронный атлас может содержать не только 3D-модели металлургических агрегатов, но и дополняться полным комплектом сборочных и деталировочных чертежей, а также справочной информацией с исчерпывающей технической характеристикой рассматриваемого агрегата, и даже электронными учебниками по курсу «Оборудование металлургических цехов». Такой комплекс, состоящий из различных модулей, может стать серьезной электронной системой, позволяющей вывести процесс изучения на новый современный уровень.
Источник: http://www.sike.ru |